1С Предприятие

  ПРОГРАММЫ ФИРМЫ "1С"
 
   АВТОМАТИЗАЦИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ
 

  РЕГУЛЯРНОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
 

ВХОД В ИНТЕРНЕТ-МАГАЗИН       

1С ФОРУМ

1С НОВОСТИ
 
  РЕЛИЗЫ ПРОГРАММ 1С

"1С:ПРЕДПРИЯТИЕ 8"
  
ПОДАРКИ С КАЖДОЙ ПОКУПКОЙ

  КОНСУЛЬТАЦИИ 1С

1С БУХГАЛТЕРИЯ

  ВНЕДРЕННЫЕ РЕШЕНИЯ

Автоматизация компании ООО "Антония" на базе программного продукта «1С:Управление торговлей 8»
    В ходе проведенного начального консультирования был осуществлен подбор программного обеспечения. Для реализации поставленных задач...

 

Автоматизация компании ООО "Сфера-Авто Ко" на базе программного продукта «1С:Бухгалтерия 8»
    Для реализации поставленных задач руководством компании ООО "Сфера-Авто Ко" используют в работе программный продукт «1С:Бухгалтерия 8».

 

ПОДРОБНЕЕ >>

  РЕКОМЕНДАЦИИ - РАССЫЛКА

НОВОСТИ ПРОГРАММ 1С ПРЕДПРИЯТИЕ  1 Августа, 2007 - ИАС "Консалтинг. Стандарт". Август 2007 года

Информационно - Аналитическая система "Консалтинг. Стандарт". Август 2007 года

НОВОЕ В ВЫПУСКЕ "Август 2007 года"

1.1.   Налоги. Сборы. Платежи. Пошлина

Налог на прибыль

В справку "Расходы на командировки" раздела "Налог на прибыль" добавлена информация о возможной ситуации: организация приобретает своим командированным сотрудникам авиабилеты. После проезда командированным сотрудником определенной части пути организация в связи с производственной необходимостью меняет место командирования, в связи с чем сотрудником приобретается новый билет. При этом за неиспользованную командированным сотрудником часть пути авиакомпания возвращает организации денежные средства. По мнению Минфина России, организация, направившая своего сотрудника в служебную командировку, может отнести к расходам, для целей налогообложения прибыли организаций, как стоимость первоначально приобретенного (за минусом возвращенной авиакомпанией суммы), так и нового билета. Одновременно чиновники сообщили, что изменение места первоначального командирования сотрудника организации должно быть экономически обоснованно и оформлено соответствующими документами (письмо Минфина России от 02.05.2007 №03-03-06/1/252).

В справку "Внереализационные расходы" раздела "Налог на прибыль" добавлено мнение Минфина России о том, что единовременный фиксированный платеж, взыскиваемый банком с заемщика в связи с непредоставлением в залог имущества, не признается платой за оказание услуг банка и поэтому не является обоснованным расходом в целях налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 03.05.2007 №03-03-06/1/257).

В справку "Прочие расходы, связанные с производством и (или) реализацией" раздела "Налог на прибыль" добавлено:

  • разъяснение Минфина России: если налогоплательщик может документально подтвердить произведенные расходы по оплате услуг связи посредством телефонных и интернет-карт, а также экономическую обоснованность этих расходов, то такие расходы могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 31.05.2007 №03-03-06/1/348);
  • мнение Минфина России о том, что приобретенные подставки и горшки для комнатных растений предназначены для оформления интерьера в офисе, не являются расходами, связанными с осуществлением деятельности организации. Такие расходы не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли, как не соответствующие основным критериям, установленным п.1 ст.252 НК РФ (письмо Минфина РФ от 25.05.2007 №03-03-06/1/311). А расходы налогоплательщиков на приобретение хозяйственных товаров и бытовой химии (туалетной бумаги, одноразовых бумажных полотенец, салфеток, чистящих средств и так далее) относятся к расходам на хозяйственные нужды и уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль при условии их соответствия требованиям ст.252 НК РФ (письмо Минфина России от 11.04.2007 №03-03-06/1/229);
  • информация о том, что Минфин России в письме выразил аналогичное мнение по поводу разъяснений, высказанных ранее, в отношении правомерности учета в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией, как расходы на составление отчетности по МСФО согласно п.49 ст.264 НК РФ, в случае, когда организация составляет отчетность по МСФО для передачи акционеру, составляющему консолидированную отчетность по МСФО (письмо Минфина России от 26.06.2007 №03-03-06/1/413).

В справку "Представительские расходы" раздела "Налог на прибыль" добавлено разъяснение Управления Федеральной налоговой службы России о том, что российская организация при исчислении налоговой базы по налогу на прибыль не вправе учитывать в составе представительских расходов затраты на проживание в гостинице официальных лиц - деловых иностранных партнеров, которые приехали на официальную встречу в целях установления и поддержания долгосрочного сотрудничества (письмо УФНС РФ по г. Москве от 12.04.2007 №20-12/034115).

В справку "Расходы на подготовку и переподготовку кадров" раздела "Налог на прибыль" добавлено мнение Минфина России: в случае, если знания и опыт работы, полученные сотрудником в связи с повышением квалификации, не применяются в рамках деятельности организации, то расходы на повышение квалификации сотрудника организация не могут быть учтены для целей налогообложения прибыли (письмо Минфина России от 25.05.2007 №03-03-06/1/312).

В справку "Расходы в виде процентов по долговым обязательствам" раздела "Налог на прибыль" добавлено разъяснение Минфина России: если организацией выдан дисконтный вексель и после выдачи векселя была изменена ставка рефинансирования ЦБ РФ, следует учитывать следующее. В случае если долговое обязательство (вексель) не содержит условие об изменении процентной ставки в течение всего срока его действия, то при определении организацией-векселедателем предельной величины процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, следует применять ставку рефинансирования ЦБ РФ, действовавшую на дату привлечения денежных средств. В случае если долговое обязательство (вексель) содержит условие об изменении процентной ставки, то при определении организацией-векселедателем предельной величины процентов, учитываемых для целей налогообложения прибыли организаций, следует применять ставку рефинансирования ЦБ РФ, действующую на дату признания расходов в виде процентов (письмо Минфина России от 23.05.2007 №03-03-06/2/87).

В справку "Материальные расходы" раздела "Налог на прибыль" добавлено разъяснение Минфина России о том, что расходы на модернизацию основных средств первоначальной стоимостью менее 10 000 руб., стоимость которых списана для целей налогообложения единовременно в составе материальных расходов, также подлежат включению в состав текущих расходов налогового (отчетного) периода. Экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы на модернизацию такого имущества, по мнению Минфина России, могут быть учтены, для целей налогообложения прибыли, в составе прочих расходов, связанных с производством и реализацией (письмо Минфина России от 07.05.2007 №03-03-06/1/266).

В справку "Расходы на обязательное и добровольное страхование имущества" раздела "Налог на прибыль" добавлено разъяснение Минфина России о том, что расходы на добровольное страхование приобретаемых товаров, риск случайной гибели которых переходит к покупателю с момента отгрузки, до перехода права собственности могут быть учтены покупателем, для целей налогообложения прибыли, при условии их соответствия критериям, установленным ст.252 НК РФ (письмо Минфина России от 17.04.2007 №03-03-06/1/246).

В справку "Порядок исчисления налога и авансовых платежей" раздела "Налог на прибыль" добавлено разъяснение Минфина России о том, что налогоплательщик, деятельность которого носит сезонный характер, определяет и уплачивает авансовые платежи по налогу на прибыль в общеустановленном порядке (письмо Минфина России от 18.06.2007 №03-03-06/1/385).

Добавлена новая аналитическая справка "Расходы организации на аренду персонала (аутсортинг)". Актуальность договора аутсортинга в настоящее время налицо, многие организации пользуются услугами сторонних организаций в своей деятельности. В частности, это касается наемных аудиторов, маркетологов. Новая аналитическая справка посвящена включению затрат на договор аутсортинга в расходы организации по налогу на прибыль. Данные расходы часто признаются налоговыми органами как экономически необоснованные.

Обновлена справка "Расходы на изготовление визитных карточек", добавлены новые разъяснения чиновников, а также судебная практика по вопросу расходов на изготовление визиток.

В справку "Внереализационные доходы" добавлено разъяснение о признании доходом страхового возмещения, полученного выгодоприобретателем при наступлении страхового случая по договору страхования.

У бухгалтера организации, отправляющей сотрудников в командировку, возникают вопросы по поводу документального подтверждения расходов на командировку. В частности, является ли обязательным при направлении работника в командировку выдача ему командировочного удостоверения в целях учета командировочных расходов при исчислении налога на прибыль ил достаточно лишь приказа руководителя? Ответ на этот вопрос дан в новой аналитической справке.

НДС

В раздел внесены дополнения, установленные Федеральным законом РФ от 17.05.2007 №85-ФЗ, вступающие в силу с 1 января 2008 года, но распространяющиеся на правоотношения, возникшие с 1 января 2007 года. Изменения касаются оснований освобождения от уплаты НДС, представления таможенных деклараций для подтверждения обоснованности применения налоговой ставки 0 процентов и момента определения налоговой базы при непредставлении документов, обосновывающих применение налоговой ставки 0 процентов.

В справку "Порядок и сроки уплаты налога налоговыми агентами" добавлен новый аналитический материал по вопросу зачета переплаты по НДС у налогоплательщика в счет недоимки по НДС, уплачиваемого этим же налогоплательщиком в качестве налогового агента. Налоговые ораны отказывают в проведении такого зачета, арбитражная практика сложилась крайне противоречивой, но все же ряд арбитров разделяют позицию налогоплательщиков о правомерности зачета переплаты.

В справку "Экспорт товаров в Республику Беларусь" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России о том, что действующий порядок налогообложения НДС в торговле между РФ и Республикой Беларусь не препятствует применению нулевой ставки налога в случае оплаты реализованных товаров, вывезенных с территории РФ на территорию Республики Беларусь, третьими лицами при наличии документов, подтверждающих поступление выручки за реализованные товары от третьих лиц и существование договорных обязательств между покупателями таких товаров и третьими лицами, осуществляющими платежи (письмо Минфина России от 11.05.2007 №03-07-13/17).

В справку "Принятие к вычету сумм НДС покупателями - налоговыми агентами" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России: на основании положений Правил ведения журналов ..., организации, являющиеся налоговыми агентами, составляют счета-фактуры при возникновении обязанности по исчислению НДС. Такие счета-фактуры, указали чиновники, целесообразно составлять в двух экземплярах. При этом первый экземпляр следует хранить в журнале учета выставленных счетов-фактур и регистрировать в Книге продаж, а второй экземпляр - в журнале учета полученных счетов-фактур и регистрировать в Книге покупок по мере возникновения права на налоговый вычет. Таким образом, российская организация, уплатившая в бюджет налогового агента суммы НДС при приобретении у указанных иностранных лиц услуг, имеет право на вычет данных сумм налога в вышеуказанном порядке при наличии счетов-фактур и документов, подтверждающих фактическую уплату этих сумм налога в бюджет (письмо Минфина России от 11.05.2007 №03-07-08/106).

В справку "Порядок и сроки уплаты НДС" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлена информация о том, что Минфин России указал на отсутствие оснований для применения п.4 ст.168 НК РФ при расчетах за услуги, оказываемые банком по договору финансирования под уступку денежного требования (письмо Минфина РФ от 26.03.2007 №03-07-11/77).

В справку "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при экспорте товаров" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлена информация о том, что Минфин России указал на отсутствие необходимости представлять в налоговые органы сертификаты качества продукции, сертификаты происхождения товара СТ-1, а также документы, подтверждающие, что товар не подлежит обязательной сертификации или не является товаром двойного назначения, для подтверждения нулевой ставки НДС при экспорте товаров (письмо Минфина РФ от 21.03.2007 №03-07-08/49).

В справку "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России, в частности, лицам, применяющим наряду с общепринятой системой налогообложения систему в виде ЕНВД, а именно: поскольку п.4 ст.346.26 гл.26.3 НК РФ предусмотрено, что организации, являющиеся налогоплательщиками ЕНВД, не признаются налогоплательщиками НДС в отношении операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл.21 НК РФ и осуществляемых в рамках предпринимательской деятельности, облагаемой единым налогом, то в сумму выручки от реализации товаров (работ, услуг), для целей ст.145 НК РФ, сумма выручки, полученная от реализации товаров (работ, услуг) в части деятельности, подлежащей налогообложению ЕНВД в соответствии с гл.26.3 НК РФ, не включается (письмо Минфина России от 26.03.2007 №03-07-11/71).

В справку "Порядок освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России: если лицом, направившим в налоговый орган уведомление о продлении срока освобождения, в налоговые органы не представлены все необходимые документы, то отказ налоговых органов в продлении освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС законодательству о НДС не противоречит (письмо Минфина РФ от 26.03.2007 №03-07-11/73).

В справку "Порядок применения налоговых вычетов" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России: в случае, если счет-фактура выставлен продавцом в одном налоговом периоде, а получен покупателем в следующем налоговом периоде, то вычет суммы налога следует производить в том налоговом периоде, в котором счет-фактура фактически получен (письмо Минфина России от 13.06.2007 №03-07-11/160).

В справку "Определение налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг)" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено мнение Минфина России о том, что порядок определения налоговой базы по НДС, установленный п.3 ст.154 НК РФ, может применяться также при реализации имущества, стоимость (остаточная стоимость с учетом переоценок) которого сформирована исходя из расходов, включающих суммы уплаченного НДС, и расходов, не включающих суммы этого налога (письмо Минфина России от 26.03.2007 №03-07-05/16).

В справку "Освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлена информация о том, что письмом Минфин России выразил мнение, противоположное УФНС по г. Москве, изложенное в письме УФНС по г. Москве от 04.09.2006 №19-11/077487, а именно: о правомерности отказа налоговых органов в освобождении (продлении освобождения) от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС в случае отсутствия у него операций по реализации товаров (работ, услуг) и выручки от их реализации в течение трех последовательных календарных месяцев, предшествующих месяцу, с начала которого применяется освобождение (письмо Минфина России от 28.03.2007 №03-07-14/11).

В справку "Порядок подтверждения обоснованности применения нулевой ставки при реализации работ (услуг) по транспортировке экспортируемых товаров" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлена информация о том, что Федеральная налоговая служба России разъяснила порядок применения НДС при выполнении работ (оказании услуг), предусмотренных пп.2 и 3 п.1 ст.164 НК РФ (письмо ФНС России от 28.05.2007 №ШТ-6-03/430@).

В справку "Порядок возмещения НДС при налогообложении по ставке ноль процентов" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлена:

  • информация о том, что в соответствии с определением Высшего арбитражного суда России, налоговый орган не вправе отказать налогоплательщику в налоговом вычете, если в установленные законом сроки соответствующая налоговая проверка налоговым органом не проведена и не вынесено решение об отказе в возмещении налога (определение ВАС РФ от 24.01.2007 №13661/06 по делу №А45-19645/05-41/102);
  • информация о том, что в соответствии с определением Высшего арбитражного суда России, при осуществлении операций по реализации товаров (работ, услуг) в таможенном режиме экспорта уплаченные поставщикам этих товаров (работ, услуг) суммы НДС, если они документально подтверждены, подлежат возмещению вне зависимости от того, в каком налоговом периоде налогоплательщик-экспортер произвел расчеты с поставщиками (определение ВАС РФ от 22.01.2007 №16086/06 по делу №А40-8604/06-115-86).

В справку "Экспорт товаров в Республику Беларусь" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Высшего арбитражного суда России о том, что Соглашением о Таможенном союзе между РФ и Республикой Беларусь отменен таможенный контроль на общей границе при обеспечении таможенного контроля на своих внешних границах, что предусматривает отмену предоставления отметки "товар вывезен" в момент пересечения товаром границы государства - участника данного союза (определение ВАС РФ от 26.01.2007 №14974/06 по делу №А48-4189/05-15).

В справку "Выполнение научно - исследовательских и опытно - конструкторских работ" раздела "Налог на добавленную стоимость" добавлено разъяснение Минфина России о том, что при подтверждении обоснованности отнесения выполняемых работ к НИОКР и соответствующего источника финансирования (письменное уведомление заказчика, которому непосредственно выделены средства из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей) работы, выполняемые исполнителями и соисполнителями, подлежат освобождению от налогообложения НДС при выполнении требования п.4 ст.149 НК РФ (письмо Минфина России от 20.04.2007 №19-11/036487).

НДФЛ

В справку "Стандартный налоговый вычет в размере 600 рублей" раздела "Налог на доходы физических лиц" добавлено разъяснение Минфина России о том, что налоговый вычет в размере 1200 руб. на каждого ребенка за каждый месяц налогового периода может быть предоставлен только одному из одиноких родителей, на обеспечении которого находится ребенок. Как указал Минфин России, по смыслу ст.218 НК РФ другой родитель (в том числе уплачивающий алименты на содержание ребенка (детей)) не имеет права на стандартный налоговый вычет, предусмотренный пп.4 п.1 ст.218 НК РФ (письмо Минфина России от 09.06.2007 №03-04-07-01/117).

ЕНВД

В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" раздела "Единый налог на вмененный доход" добавлено разъяснение Минфина России о том, что организация, имеющая 14 автомобилей, предназначенных для перевозки грузов и пассажиров, и предоставляющая их юридическим лицам по договорам аренды (фрахтования на время) транспортных средств с предоставлением услуг по управлению, заключенным в соответствии со ст.632 ГК РФ, может быть переведена на уплату ЕНВД (письмо Минфина РФ от 23.03.2007 №03-11-04/3/76).

В справку "Распространение (размещение) наружной рекламы" раздела "Единый налог на вмененный доход" добавлено разъяснение Минфина России о том, что при размещении социальной рекламы на носителях наружной рекламы к праздничным дням (Новый год, День победы, День республики, День города) на безвозмездной основе организация имеет право корректировать значения коэффициента К2 исходя из фактического периода времени размещения на носителях наружной рекламы рекламной информации на возмездной основе в этих месяцах (письмо Минфина России от 19.06.2007 №03-11-04/3/222).

В соответствии НК РФ, оказание услуг по хранению автотранспортных средств на платных стоянках подпадает под налогообложение ЕНВД. При расчете ЕНВД в отношении данного вида деятельности возникает два вопроса.

  1. Что понимать под автотранспортными средствами? Относятся ли к ним автомобильные средства и техника, не являющиеся автомобильным транспортом (автопогрузчики, строительные машины)? По этому вопросу уже есть сложившаяся позиция Минфина России, с которой независимые эксперты и суды соглашаются.
  2. Какую площадь стоянки использовать для расчета ЕНВД - всю площадь или только ту часть, которая находится под автомобильным транспортом? По данному вопросу есть точка зрения Минфина России, однако она представляется достаточно спорной.

Ответы на эти вопросы даны в новой аналитической справке "Можно ли при расчете ЕНВД уменьшить площадь стоянки на площадь, занимаемую транспортными средствами, которые не облагаются ЕНВД?".

В справку "Налоговая декларация" добавлен материал о подаче "нулевых" налоговых деклараций в случае, если деятельность, облагаемая ЕНВД в определенный период не осуществлялась.

В справку "Виды предпринимательской деятельности, которая может облагаться единым налогом" раздела "Единый налог на вмененный доход" добавлено разъяснение Минфина России о том, что предпринимательская деятельность по оказанию услуг общественного питания на теплоходах не может быть переведена на ЕНВД (письмо Минфина России от 15.06.2007 №03-11-04/3/218).

ЕСН

В справку "Порядок исчисления налога лицами, производящими выплаты физическим лицам" раздела "Единый социальный налог" добавлены разъяснения Федеральной налоговой службы России и Минфина России: учитывая, что ст.243 НК РФ предусмотрены обязанность уплаты ежемесячных авансовых платежей по ЕСН и срок их уплаты, то пеня за неуплату (неполную уплату) ежемесячных авансовых платежей по налогу должна начисляться, начиная со следующего за установленным законодательством дня уплаты авансового платежа. Аналогичный подход следует применять в части начисления пеней за неуплату (неполную уплату) авансовых платежей по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование (письма ФНС РФ от 01.06.2007 №ГВ-6-05/447@; Минфина России от 28.05.2007 №03-04-07-02/18).

В справку "Объект налогообложения для организаций, осуществляющих выплаты физическим лицам по трудовым договорам" раздела "Единый социальный налог" добавлено разъяснение Минфина России о том, что независимо от наличия в трудовом (коллективном) договоре положений о бесплатном обеспечении работников, занятых на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, сертифицированной специальной одеждой, специальной обувью и другими средствами индивидуальной защиты, в том числе и по нормам, установленным работодателем, стоимость вышеперечисленных средств индивидуальной защиты не признается выплатой по трудовому договору и не является объектом обложения ЕСН на основании п.1 ст.236 НК РФ (письмо Минфина России от 23.04.2007 №03-04-06-01/128). 

УСН

В справку "Порядок признания расходов" раздела "Упрощенная система налогообложения" добавлено разъяснение Минфина России: в связи с тем, что до 1 января 2007 г. расходы на приобретение сырья и материалов учитывались по мере их списания в производство, а расходы на приобретение товаров, предназначенных для дальнейшей реализации, - по мере реализации товаров, налогоплательщики вправе осуществлять учет таких расходов по состоянию на последнее число каждого месяца на основании данных налоговых реестров или расчетов, формы которых утверждаются самостоятельно. В соответствии с п.2 ст.3 Федерального закона РФ от 17.05.2007 №85-ФЗ, с 1 января 2007 г., указанные расходы учитываются единовременно по мере их оплаты (письмо Минфина РФ от 05.06.2007 №03-11-04/2/159).

В справку "Виды расходов" раздела "Упрощенная система налогообложения" добавлено:

  • мнение Минфина России о том, что расходы налогоплательщика на приобретение материалов, используемых в производстве, учитываемые при определении налоговой базы по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, могут быть подтверждены товарным и кассовым чеками, выдаваемыми покупателю данных материалов продавцом (письмо Минфина РФ от 05.06.2007 №03-11-04/2/158);
  • мнение Минфина России: хотя пособия по беременности и родам не являются пособиями по временной утрате трудоспособности, но, учитывая, что данные пособия выплачиваются из ФСС РФ и основанием их выплаты являются больничные листки, - к доплате до фактического заработка при оплате отпуска по беременности и родам применяется положение, содержащееся в п.15 ст.255 НК РФ. В таком случае, организация, применяющая УСН с объектом налогообложения в виде доходов, уменьшенных на величину расходов, вправе расходы на доплату сотрудникам до фактического заработка при выплате пособия по беременности и родам учесть в составе расходов (письмо Минфина России от 04.06.2007 №03-11-04/2/157);
  • разъяснение Минфина России о том, что при покупке товаров за наличный расчет, в целях их дальнейшей перепродажи, индивидуальный предприниматель, применяющий УСН, должен иметь подтверждающие документы, содержащие наименование купленного товара и его стоимость. По мнению Минфина России, такими документами могут являться товарные и кассовые чеки (письмо Минфина России от 08.05.2007 №03-11-05/99).

В справку "Перечень лиц, которые не вправе применять УСН" раздела "Упрощенная система налогообложения" добавлено разъяснение Минфина России о том, что на акционерные общества, учредителями которых являются РФ, субъекты РФ или муниципальные образования, распространяются положения пп.14 п.3 ст.346.12 НК РФ, согласно которым организации, в которых доля участия других организаций составляет более 25 процентов, не вправе применять УСН (письмо Минфина России от 12.03.2007 №03-11-02/66). Учитывая, что ранее Федеральная налоговая служба России (МНС России) налоговым органам и налогоплательщикам давались иные разъяснения по указанному вопросу, Минфин России считает, что перерасчет налоговых обязательств за 2003-2006 гг. можно не производить (письмо Минфина России от 08.05.2007 №03-11-02/124).

Государственная пошлина

В справку "Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями" раздела "Государственная пошлина" добавлено мнение Минфина России о том, что по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, мировыми судьями, в случае, если истец - физическое лицо освобожден от уплаты государственной пошлины, т.е. не уплачивает ее при подаче искового заявления в размере 100 руб., в том числе по искам неимущественного характера, и решение суда принято в его пользу, то ответчик-организация уплачивает государственную пошлину в бюджет государства в размере, установленном для организации пп.3 п.1 ст.333.19 НК РФ (письмо Минфина России от 04.06.2007 №03-05-06-03/30).

Земельный налог

В закладку "Примеры" справки "Исчисление и уплата налога" добавлен пример исчисления земельного налога в отношении земельных участков, занятых многоквартирными домами, в которых находятся нежилые помещения, принадлежащие на праве собственности организациям и физическим лицам.

Налоговый контроль

В раздел внесена новая справка "Крупнейшие налогоплательщики", в которой рассмотрены:

  • особенности постановки на налоговый учет крупнейших налогоплательщиков;
  • критерии отнесения налогоплательщиков к категории крупнейших;
  • особенности реорганизации крупнейших налогоплательщиков;
  • особенности представления крупнейшими налогоплательщиками налоговой отчетности;
  • особенности проведения крупнейшими налогоплательщиками сверки расчетов с бюджетом.

В справку "Налоговый контроль" раздела "Налоговый контроль" добавлена информация о том, что приказом Федеральной налоговой службы России, утвержден Единый стандарт обслуживания налогоплательщиков, который является обязательным для всех территориальных органов ФНС России, осуществляющих взаимодействие с налогоплательщиками (приказ ФНС России от 27.04.2007 №ММ-3-25/267@)

Налоговая ответственность

В справку "Непредставление налоговой декларации" раздела "Налоговая ответственность" добавлена информация о позиции Высшего арбитражного суда России: штраф, предусмотренный ст.119 НК РФ, необходимо исчислять исходя из надлежащей, то есть в действительности подлежащей уплате в бюджет суммы налога, а не той, которая указана налогоплательщиком ошибочно (определение ВАС РФ от 23.03.2007 №543/07 по делу №А67-3952/06).

Плата за негативное воздействие на окружающую среду

В справку "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" раздела "Плата за негативное воздействие на окружающую среду" добавлена информация о том, что приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору России, утверждена форма расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду и порядка заполнения и представления формы расчета платы за негативное воздействие на окружающую среду (приказ Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору РФ от 05.04.2007 №204).

1.2. Имущество. Права. Информация

Информация

В раздел также включен образец соглашения о неразглашении конфиденциальной информации.

1.3. Учет

Бухгалтерский учет

В раздел добавлены материалы, в частности, по отражению:

  • операций по выплате компенсаций за использование личного компьютера в служебных целях;
  • операций по выплате компенсаций за использование личного телефона в служебных целях;
  • операций по принятию к вычету НДС при приобретении товаров у посреднической организации;
  • операций по возмещению затрат по перевозке;
  • операций по возврату ранее возмещенных покупателем затрат по перевозке.

1.4. Контрольно-кассовая техника

В справку "Регистрация ККТ в налоговом органе" раздела "Контрольно-кассовая техника" добавлено мнение Минфина России о том, что допустимы перерегистрация в налоговых органах и дальнейшая эксплуатацию ранее применявшейся (зарегистрированной в налоговых органах) ККТ, исключенной из Государственного реестра, с неистекшим нормативным сроком амортизации при регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, являвшегося ранее учредителем организации, на которую была зарегистрирована ККТ (письмо Минфина России от 08.05.2007 №03-01-15/4-127).

Раздел дополнен материалом, позволяющим узнать какие бланки строгой отчетности, приравненные к кассовым чекам, можно использовать при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с использованием платежных карт в случае оказания услуг населению:

  • в зависимости от вида оказываемых населению услуг;
  • в зависимости от установленного срока использования бланков.

1.5. Кадры и оплата труда

В справку "Порядок назначения пособия по временной нетрудоспособности" раздела "Кадры и оплата труда" добавлена информация о том, что постановлением Правительства России, утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (постановление Правительства РФ от 15.06.2007 №375).

В справку "Назначение пособия по беременности и родам" раздела "Кадры и оплата труда" добавлена информация о том, что постановлением Правительства России, утверждено Положение об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию (постановление Правительства РФ от 15.06.2007 №375).

В раздел добавлена новая справка "Случаи, когда за работником сохраняется средняя заработная плата", в которой сведены воедино все предусмотренные ТК РФ случаи, когда необходимо определить размер средней заработной платы.

Наличие профсоюза в организации необязательно. Однако работники организации вправе создать профсоюз. Новые справки:

  • "Порядок создания профсоюза (первичной профсоюзной организации)"
  • "Порядок государственной регистрации профсоюза (первичной профсоюзной организации)"

содержат пошаговые методики создания профсоюза (первичной профсоюзной организации) и отдельного этапа создания - государственной регистрации профсоюза в качестве юридического лица.

В аналитической справке "Отпуск генерального директора" рассмотрены следующие вопросы: должен ли генеральный директор подавать заявление об отпуске, если да, то на чье имя, как оформляется передача полномочий исполняющему обязанности генерального директора на время его отпуска, обязательно ли в этом случае составлять доверенность?

Если сотрудник уходит в отпуск с последующим увольнением, можно ли принять на его должность нового работника до выхода из отпуска прежнего работника? Ответ на этот вопрос раскрыт в аналитической справке "Отпуск с последующим увольнением"

В целях обучения будущих сотрудников работодатель заключает ученические договоры. Может ли работодатель при заключении трудового договора (заключение которого предусмотрено в ученическом договоре) устанавливать условие об испытательном сроке? Может ли работодатель потребовать от работника, который не прошел испытательный срок, возмещения затрат, связанных с его обучением? Об этом смотрите новую справку "Испытательный срок после ученичества".

1.6. ДОГОВОРЫ

Расчеты

Раздел переработан в соответствии с новым указанием Центрального банка России от от 20.06.2007 №1843-У "О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег, поступивших в кассу юридического лица или кассу индивидуального предпринимателя". С 22 июля 2007 года предельный размер расчетов наличными деньгами, установленный данным указанием ЦБ РФ, будет равен 100 000 руб.

1.7. НОВОЕ В РАЗДЕЛЕ - "СТРОИТЕЛЬСТВО И НЕДВИЖИМОСТЬ"

Подраздел "СТРОИТЕЛЬСТВО"

В подраздел "Строительство" включены материалы, касающиеся правового регулировании территориального планирования территории.

Необходимо отметить, что территориальное планирование является основным институтом градостроительного законодательства, на документах территориального планирования (например, Генплан города) основывается любой градостроительный документ.

Общие положения раздела "Строительство" дополнены подразделом "Основные условия договора".

Новый подраздел раскрывает суть основных понятий, применяемых в договоре Генерального подряда, таких как:

  • механизмы проведения, приемки и сдачи работ;
  • страхования рисков при проведении работ и риск случайной гибели объекта;
  • технического контроля и надзора за строительными работами,

а также отвечает на многие другие вопросы, с которыми столкнутся участники строительного процесса при проведении строительно-монтажных работ.

Подраздел "НЕДВИЖИМОСТЬ"

В подраздел "Недвижимость" включены следующие материалы:

  • Самовольная постройка.

В материале на основе законодательства и арбитражной практики разъяснены наиболее важные практические моменты, а также даны необходимые рекомендации с тем, чтобы избежать наиболее часто встречающихся ошибок при строительстве и реконструкции, а также при защите своих прав на возведенную недвижимость. В материале также учтены и разъяснены последние изменения в законодательстве.

  • Расходы на содержание объектов общего назначения в жилом здании.

В материале на основе измененных нормативных актов и арбитражной практики даны разъяснения по наиболее важным практическим вопросам.

1.8. НОВОЕ В "КОНСАЛТИНГ. ВЭД"

Новое в выпуске

Раздел "Свободная таможенная зона" дополнен материалом, позволяющим узнать:

  • особенности применения таможенного режима свободной таможенной зоны в Калининградской области;
  • требования к осуществлению деятельности в особой экономической деятельности в Калининградской области, в том числе приобретение статуса резидента указанной зоны, гарантии резиденту указанной зоны;
  • особенности налогообложения резидента указанной зоны.

Новости

Постановлением Правительства РФ от 29.06.2007 №416 утверждены сроком на 9 месяцев прилагаемые ставки ввозных таможенных пошлин в отношении отдельных видов плоского проката из коррозионно-стойкой стали, содержащихся в ТН ВЭД РФ:

Код ТН ВЭД

Наименование позиции

Ставка ввозной таможенной пошлины (в процентах от таможенной стоимости, либо в евро, либо в долларах США)

7219 12 900 0

- содержащий менее 2,5 мас.% никеля

0

7219 13 100 0

- содержащий 2,5 мас.% или более никеля

0

7219 13 900 0

- содержащий менее 2,5 мас.% никеля

0

7219 14 100 0

- содержащий 2,5 мас.% или более никеля

0

7219 14 900 0

- содержащий менее 2,5 мас.% никеля

0

В Телетайпограмме ФТС России от 06.07.2007 №ТФ-1382 сообщается, что Постановление Правительства РФ от 29.06.2007 №416 официально опубликовано 3 июля 2007 года в газете "Российская газета" №140 и вступает в силу с 3 августа 2007 года.

Письмом от 14.06.2007 №17-18/22137 ФТС России направила для использования в практической деятельности Методические рекомендации по проверке на этапе таможенного контроля после выпуска товаров полномочий лиц на совершение таможенных операций по подаче таможенной декларации:

  • От имени декларанта - юридического лица/индивидуального предпринимателя осуществлять действия по декларированию товаров, кроме его работника, может только таможенный брокер - российское юридическое лицо, включенное в Реестр таможенных брокеров (представителей).

Физические лица, не состоящие в трудовых отношениях с декларантом, не вправе на основании гражданско-правовых договоров (например, договора поручения, договора возмездного оказания услуг и др.) или доверенностей декларировать товары от имени юридических лиц/индивидуальных предпринимателей. Подача таможенной декларации от имени декларанта на основании гражданско-правовых договоров или доверенности физическим лицом, не являющимся при этом работником такого декларанта, образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.1 ст. 16.23 КоАП РФ.

Вместе с тем ТК России установлено два случая, когда физические лица вправе без требования о включении их в Реестр таможенных брокеров (представителей) представлять интересы третьих лиц (как физических, так и юридических) при осуществлении таможенных операций: представление от имени и по поручению перевозчика документов на товары и транспортные средства при прибытии товаров на таможенную территорию Российской Федерации (п.5 ст.72 ТК РФ) и декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу в несопровождаемом багаже, от имени другого физического лица на основании его доверенности (п.6 ст. 286 ТК РФ).

При осуществлении на этапе таможенного контроля после выпуска товаров проверки полномочий лица, подающего таможенную декларацию, выяснению подлежат следующие обстоятельства: является ли физическое лицо, подавшее таможенную декларацию от имени декларанта:

  • штатным работником декларанта;
  • штатным работником таможенного брокера.

Документами, свидетельствующими о том, что лицо, подавшее таможенную декларацию, является работником декларанта, согласно п.14 Инструкции о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утв. Приказом ГТК России от 28.11.2003 №1356, являются трудовой договор и приказ о назначении на должность. В случае если таможенная декларация подается работником декларанта или работником таможенного брокера (представителя), полномочия таких работников на совершение действий от имени указанных лиц подтверждаются доверенностью, а при подаче декларации руководителем декларанта или руководителем таможенного брокера (представителя) - документом, подтверждающим в соответствии с гражданским законодательством РФ полномочия руководителя.

На этапе таможенного контроля после выпуска товаров полномочия лиц на подачу таможенной декларации могут проверяться посредством:

  • проверки достоверности сведений и документов, представленных при таможенном оформлении;
  • получения пояснений от декларантов, таможенных брокеров и иных лиц, имеющих отношение к перемещению товаров и транспортных средств через таможенную границу и располагающих сведениями об обстоятельствах, имеющих значение для проведения таможенной ревизии;
  • ознакомления с документацией и информацией, представленных по требованию таможенных органов при проведении таможенной ревизии;
  • сбора и анализа сведений, поступивших (в том числе по запросам таможенных органов) из налоговых, иных государственных контролирующих органов, а также организаций.

Проверка достоверности сведений и документов, представленных при таможенном оформлении

  • Трудовой договор

Анализ проводимых подразделениями таможенной инспекции проверок документов, подтверждающих полномочия лица, подающего таможенную декларацию, свидетельствует о том, что особую сложность представляет оценка надлежащего оформления трудового договора.

Оценивая представленные при таможенном оформлении трудовые договоры (соглашения) на предмет их соответствия требованиям трудового законодательства, следует иметь в виду, что работником признается физическое либо юридическое лицо, вступившее в трудовые отношения с работодателем. Не могут выступать в качестве работодателей обособленные структурные подразделения (филиалы и представительства), поскольку они не имеют статуса юридических лиц и действуют только от имени юридического лица.

Согласно ч.1 ст. 57 Трудового кодекса РФ в трудовом договоре должны быть указаны следующие сведения:

1. фамилия, имя, отчество работника и наименование работодателя (фамилия, имя, отчество работодателя - физического лица), заключивших трудовой договор;

2. сведения о документах, удостоверяющих личность работника и работодателя - физического лица;

3. идентификационный номер налогоплательщика (для работодателей);

4. сведения о представителе работодателя, подписавшем трудовой договор, и основание, в силу которого он наделен соответствующими полномочиями; место и дата заключения трудового договора.

Что касается условий трудового договора, то к числу обязательных для включения в трудовой договор ч.2 ст.57 Трудового кодекса РФ относит следующие условия:

5. место работы (в случае, когда работник принимается для работы в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, расположенном в другой местности, - место работы с указанием обособленного структурного подразделения и его местонахождения);

6. трудовая функция (работа по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности с указанием квалификации; конкретный вид поручаемой работнику работы);

7. дата начала работы, а в случае, когда заключается срочный трудовой договор, - также срок его действия и обстоятельства (причины), послужившие основанием для заключения срочного трудового договора в соответствии с Трудовым кодексом или иным федеральным законом, если иной срок не установлен Трудовым кодексом и иными федеральными законами (в соответствии со статьей 58 Трудового кодекса трудовые договоры могут заключаться как на неопределенный срок, так и на срок не более пяти лет (срочный трудовой договор). Если в трудовом договоре не оговорен срок его действия, то договор считается заключенным на неопределенный срок);

8. режим рабочего времени и времени отдыха (если для данного работника он отличается от общих правил, действующих у данного работодателя);

9. условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или оклада (должностного оклада) работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты);

10. условие об обязательном социальном страховании работника в соответствии с Трудовым кодексом и иными федеральными законами;

11. другие условия в случаях, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

В то же время, согласно ст.57 Трудового кодекса РФ, если трудовой договор не содержит какие-либо сведения и (или) условия из числа предусмотренных данной статьей в качестве обязательных, то это не является основанием для признания такого трудового договора незаключенным. На этом основании суды, рассматривающие жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, расценивают факты ненадлежащего оформления трудовых договоров (отсутствие в трудовом договоре таких существенных условий, как место работы, дата начала работы; наименование должности, специальности, профессии с указанием квалификации в соответствии со штатным расписанием организации, условия оплаты труда), как упущения, недоработки работодателей, что исключает вину субъекта административного правонарушения. В связи с этим суды отменяют постановления таможенного органа и прекращают производство по делу.

Учитывая складывающуюся судебную практику, следует иметь в виду, что согласно ч.3 ст.57 Трудового кодекса РФ, трудовой договор должен быть дополнен недостающими сведениями и(или) условиями. Невнесение таких сведений и(или) условий в трудовой договор, является нарушением требований трудового законодательства и влечет ответственность по статье 5.27 КоАП РФ в виде наложения на должностных лиц штрафа.

На практике часто встречаются случаи заключения формального трудового договора, за которым фактически скрывается гражданско-правовой договор, в частности договор возмездного оказания услуг, как наиболее часто используемый работодателями для привлечения лиц к осуществлению декларирования от имени такого работодателя. В целях установления действительности трудового договора требуется проведение анализа содержания трудового договора для отграничения его от гражданско-правового договора, связанного с оказанием услуг.

В целях профилактики заключения работодателем и физическим лицом формального трудового договора (без намерения создать соответствующие правовые последствия) для оказания услуг по декларированию товаров следует о фактах нарушения законодательства, выявленных в ходе проверок, информировать с приложением копий соответствующих документов налоговые органы, органы по надзору за соблюдением трудового законодательства (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации) по месту государственной регистрации работодателя для принятия к нему соответствующих мер воздействия.

  • Приказ о назначении на должность

На основании заключенного трудового договора работодателем издается приказ (распоряжение), которым оформляется прием на работу.

В приказе приводится наименование структурного подразделения, должность, условия приема на работу и характер работы (в порядке перевода из другой организации, по совместительству, для замещения временно отсутствующего работника, для выполнения определенной работы и др.). Приказ о назначении на должность должен издаваться по форме, утвержденной Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 "Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету труда и его оплаты".

Несоответствие приказа о назначении на должность условиям заключенного трудового договора, как того требует ст. 68 Трудового кодекса, является нарушением требований трудового законодательства и влечет в качестве меры ответственности по статье 5.27 КоАП РФ наложение штрафа на должностных лиц.

  • Доверенность на совершение действий от имени декларанта либо от имени таможенного брокера

Гражданский кодекс РФ определяет доверенность как документ, который одно лицо (доверитель) выдает другому (представителю) для представительства перед третьими лицами. Доверенности могут оформляться от имени юридических лиц, индивидуальных предпринимателей или от физических лиц. Юридическую силу имеет только правильно оформленная доверенность. Общие требования к оформлению доверенности изложены в статьях 185-187 ГК РФ.

Согласно ГК РФ, доверенность от имени юридического лица должна составляться в письменной форме, заверяться подписью руководителя или иного лица, уполномоченного на это учредительными документами, и удостоверяться печатью организации. Такой порядок применяется независимо от организационно-правовой формы доверителя и содержания полномочий.

Доверенность должна содержать следующие сведения: дату совершения; реквизиты доверителя и представителя (в соответствии с документами, удостоверяющими личность). В доверенности, выдаваемой от имени юридического лица, указываются его полное наименование, место нахождения, а также должностное положение лица, подписавшего доверенность; содержание полномочий.

Использование фирменного бланка организации или указание номера доверенности не является обязательным, в соответствии с гражданским законодательством. В то же время, согласно п.35 Инструкции о порядке заполнения грузовой таможенной декларации и транзитной декларации, утв. Приказом ФТС России от 11.08.2006 №762, в случае, если ГТД заполняется работником декларанта или таможенного брокера (представителя) в графе 54 комплекта ТД3 в качестве сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, заполнившего ГТД, следует наряду с датой выдачи доверенности указывать также номер доверенности.

Оформление нотариально удостоверенной доверенности для представительства в отношениях между юридическими/физическими лицами и таможенными органами, действующим законодательством РФ не предусмотрено.

Доверенность оформляется на определенный срок. Гражданский кодекс РФ устанавливает максимальный срок ее действия - три года (ст.186 ГК РФ). Отсутствие в доверенности указания на срок ее действия не означает, что данный документ недействителен, также как и не может служить основанием для отказа к ее приему. Если срок действия доверенности не указан, то она считается выданной на один год с даты ее совершения. Доверенность, в которой не указана дата ее выдачи, - ничтожна, т.е. не имеет юридической силы.

  • Подтверждение полномочий руководителя декларанта/таможенного брокера на подачу таможенной декларации

Согласно ст.53 ГК РФ, органы юридического лица действуют в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами. В случае подачи таможенной декларации руководителем декларанта/таможенного брокера, полномочия такого руководителя, действующего от имени юридического лица без доверенности, могут быть подтверждены:

1. уставом юридического лица (оригиналом либо нотариально заверенной копией);

2. протоколом (выпиской из протокола) общего собрания акционеров об избрании директора (генерального директора) акционерного общества, если уставом общества это не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) (ст.63,69 Федерального закона РФ от 26.12.1995 №208-ФЗ "Об акционерных обществах");

3. выпиской из протокола общего собрания участников общества с ограниченной ответственностью об избрании единоличного исполнительного органа общества (генерального директора, президента и др. (ст.37,40 Федерального закона РФ от 08.02.1998 №14-ФЗ "Об обществах с ограниченной ответственностью");

4. приказом о назначении руководителя государственного или муниципального унитарного предприятия (ст.113 ГК РФ).

  • Договор таможенного брокера (представителя) с декларантом

Одним из факторов, способствующих созданию условий для деятельности фирм-однодневок, оказывающих услуги по таможенному оформлению, не имея специального разрешения на осуществление деятельности в качестве таможенного брокера, является оформление отношений декларанта с таможенным брокером (представителем) через посредников с использованием, например, агентского договора, договора поручения.

В соответствии с п.1 ст.124 и п.4 ст.139 ТК РФ, таможенный брокер (представитель) вправе декларировать товары от имени и по поручению декларанта (на основе договора), а не по поручению посредника (агента, поверенного), которому таможенным законодательством не предоставлено право на осуществление действий по декларированию товаров.

Договор таможенного брокера (представителя) с декларантом отнесен Инструкцией о действиях должностных лиц таможенных органов, осуществляющих таможенное оформление и таможенный контроль при декларировании и выпуске товаров, утв. приказом ГТК России от 28.11.2003 №1356, к документам, обязательным для представления таможенному органу при декларировании товаров. То есть представление договора таможенного брокера (представителя) с декларантом является условием принятия таможенной декларации.

О выявленных при таможенном контроле после выпуска товаров фактах невыполнения должностными лицами таможенных органов условий принятия таможенной декларации, установленных Инструкцией, следует информировать подразделения собственной безопасности таможенных органов.

  • Документы, которые могут быть затребованы при проведении таможенного контроля после выпуска товаров
  • Локальные нормативные акты и первичная документация по учету труда и его оплаты

Документами, свидетельствующими о том, что лицо является работником декларанта или таможенного брокера (представителя), могут служить локальные нормативные акты. Исходя из содержания ст.8 Трудового кодекса работодателем (включая индивидуального предпринимателя) в пределах своей компетенции должны быть приняты локальные нормативные акты, содержащие нормы трудового права.

Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 №1 утверждены унифицированные формы первичных учетных документов, которые работодатель обязан использовать для учета кадрового состава, начисления и выплат заработной платы. Данные формы документации распространяются на всех работодателей, независимо от организационных форм (в том числе на индивидуального предпринимателя).

Для целей таможенного контроля имеют значение следующие обязательные документы:

a) локальные нормативные акты и первичные документы по учету кадров:

1.  штатное расписание, если в трудовых договорах с работниками указывается должность (ч.1 ст.57 Трудового кодекса, постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

  • должность, указанная в трудовом договоре и приказе о приеме на работу работника, должна четко соответствовать той, которая записана в штатном расписании работодателя.
  • штатное расписание содержит перечень структурных подразделений, наименование должностей, специальностей, профессий с указанием квалификации, сведения о количестве штатных единиц, должностных окладах, надбавках и месячном фонде заработной платы. Утверждается штатное расписание приказом (распоряжением) руководителя работодателя или уполномоченным им лицом. Изменения в штатное расписание также вносятся приказом руководителя или уполномоченным им лицом.
  • отсутствие штатного расписания может трактоваться как нарушение трудового законодательства, влекущее административную ответственность в соответствии со статьей 5.27 КоАП РФ.

2. график отпусков (ст. 123 Трудового кодекса и Постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

3. трудовая книжка (ст.66 Трудового кодекса);

  • законодатель обязывает работодателя вести трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше 5 дней, в случае, если работа у данного работодателя является для работника основной. Сведения о работе по совместительству вносятся в трудовую книжку по месту основной работы только по желанию работника на основании документа, подтверждающего работу по совместительству.
  • невыполнение обязанности работодателей по ведению трудовых книжек является нарушением трудового законодательства, влекущим административную ответственность по статье 5.27 КоАП РФ.

4. личная карточка работника (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

5. приказ о предоставлении отпуска работнику (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

6. приказ (распоряжение) о поощрении работника/работников (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

7. приказ (распоряжение) о направлении работника/работников в командировку (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

8. график сменности (при наличии сменной работы) (ст.103 Трудового кодекса).

  • Трудовой договор, приказ (распоряжение) о приеме на работу, приказы (распоряжения) об изменении условий трудового договора, его прекращении, приказы (распоряжения) о поощрениях и взысканиях, а также персональные данные должны быть сформированы кадровой службой в "личное дело" работника.

b) Первичные документы по учету рабочего времени и расчетов по оплате труда:

1. табель учета рабочего времени (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

2. расчетно-платежная ведомость (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1);

3. лицевой счет (постановление Госкомстата России от 05.01.2004 №1).

  • Учетная документация, связанная с перечислением налога на доходы физических лиц и страховых взносов

П.1 ст.230 Налогового кодекса РФ установлено, что налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме, установленной Минфином России (форма 1-НДФЛ).

В соответствии со ст.14,24 Федерального закона РФ от 15.12.2001 №167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", страхователи (организации, индивидуальные предприниматели) обязаны вести учет начисленных и перечисленных страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда.

  • Особенности проведения проверок в случаях, когда работодателем лица, подавшего таможенную декларацию, является индивидуальный предприниматель

В соответствии со ст.11 Трудового кодекса, все работодатели (юридические, физические лица (в том числе индивидуальные предприниматели)), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, в трудовых отношениях с работниками обязаны руководствоваться положениями трудового законодательства и иными актами, содержащими нормы трудового права.

Ст.303 Трудового кодекса РФ установлено, что при заключении трудового договора с работодателем - физическим лицом в письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя.

Работодатель - физическое лицо обязан:

  1. оформить трудовой договор с работником в письменной форме;
  2. уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами;
  3. оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.

Обращаем внимание, что 6 октября 2006 года вступили в силу изменения и дополнения, внесенные в Трудовой кодекс РФ Федеральным законом РФ от 30.06.2006 №90-ФЗ. В соответствии с данным Федеральным Законом РФ, работодатели - физические лица разделены на работодателей - физических лиц, являющихся индивидуальными предпринимателями, и работодателей - физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями. При этом статус индивидуального предпринимателя - работодателя приближен к статусу организации-работодателя.

С учетом ст.20 Трудового кодекса РФ, для целей таможенного контроля, имеют значение положения трудового законодательства, касающиеся работодателя - физического лица, являющегося индивидуальным предпринимателем.

Во изменение ранее действовавшего правила новой редакцией ст.309 Трудового кодекса РФ установлено, что работодатель - физическое лицо, являющийся индивидуальным предпринимателем, обязан вести трудовые книжки на каждого работника в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Согласно ст.66 Трудового кодекса РФ, работодатель - физическое лицо, являющееся индивидуальным предпринимателем, ведет трудовые книжки на каждого работника, проработавшего у него свыше пяти дней, в случае, когда работа у данного работодателя является для работника основной.

До вступления в силу вышеназванного Федерального закона РФ, Трудовой кодекс РФ запрещал индивидуальным предпринимателям делать соответствующие записи в трудовых книжках, а также оформлять трудовые книжки работникам, принимаемым на работу впервые. Документом, подтверждающим трудовой стаж работника у такого лица, являлся письменный трудовой договор. При этом трудовой договор с работником индивидуальный предприниматель был обязан в уведомительном порядке зарегистрировать в соответствующем органе местного самоуправления.

  • Особенности проведения проверок в случаях, когда лицо, подавшее таможенную декларацию, работает у декларанта/таможенного брокера на условиях совместительства

В практике работы таможенных органов нередко выявляются факты осуществления таможенных операций от имени нескольких юридических лиц в один и тот же период времени. В связи с этим, возникает необходимость отграничения случаев подачи таможенной декларации ненадлежащим лицом от случаев подачи таможенной декларации лицом, выполняющим работу по совместительству.

Основываясь на ст.60.1 и 282 Трудового кодекса, необходимо учитывать следующие факторы, определяющие совместительство: работник имеет основное место работы, выполняет трудовые функции (должностные обязанности) в свободное от основной работы время, делает это регулярно и так же регулярно получает плату за работу по совместительству.

Совместительство может быть внутренним - это выполнение другой регулярно оплачиваемой работы у работодателя по основному месту работы, и внешним - выполнение другой регулярно оплачиваемой работы у другого работодателя (не по месту основной работы). Другим работодателем может быть и организация (юридическое лицо), и индивидуальный предприниматель.

Заключение трудовых договоров о работе по совместительству допускается с неограниченным числом работодателей, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Некоторые ограничения для работы по совместительству установлены для руководителей организаций (юридических лиц). Согласно ст.276 Трудового кодекса РФ, руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только с разрешения уполномоченного органа юридического лица либо собственника имущества организации, либо уполномоченного собственником лица (органа).

Процедура оформления на работу работника на условиях совместительства такая же, как и приеме на основную работу (заключение трудового договора в письменной форме, издание приказа о приеме на работу, заполнение личной карточки работника, присвоение табельного номера и др.). В трудовом договоре обязательно указывается, что работа является совместительством.

Законодательством ограничена максимальная продолжительность рабочего времени совместителей. Продолжительность рабочего времени совместителя не должна превышать 4 часов в день. В дни, когда по основному месту работы работник свободен от исполнения трудовых обязанностей, он может работать по совместительству полный рабочий день. В течение одного месяца (учетного периода) продолжительность рабочего времени при работе по совместительству не должна превышать половины месячной нормы рабочего времени (нормы рабочего времени за другой учетный период), установленный для соответствующей категории работников (ст.284 Трудового кодекса РФ). Например, если учетный период времени - одна неделя, норма рабочего времени - 40 часов, то продолжительность рабочего времени совместителя не может превышать 20 часов.

Обращаем внимание, что ограничения продолжительности рабочего дня при работе по совместительству не применяются в двух случаях, а именно, когда по основному месту работы работник:

  1. приостановил работу в связи с нарушением работодателем сроков выплаты зарплаты (ч.2 ст.142 Трудового кодекса РФ);
  2. отстранен от работы в соответствии с медицинским заключением, а перевод его на другую работу невозможен (ч.2 и ч.4 ст.73 Трудового кодекса РФ).

Учитывая, что режим рабочего времени и времени отдыха (он обычно для совместителей индивидуален) является обязательным условием для включения в трудовой договор, он должен быть прописан в трудовом договоре. Например, соответствующее положение может быть сформулировано следующим образом:

"Работнику устанавливается рабочая неделя продолжительностью 12 часов. Работник работает по скользящему графику: в понедельник, среду и пятницу с 18.00 до 20.00, во вторник и четверг с 17.00 до 20.00. Выходными днями для Работника являются суббота и воскресенье".

"Работнику устанавливается пятидневная рабочая неделя продолжительностью 20 (двадцать) часов: с понедельника по пятницу с 17.00 до 21.00. Выходными днями для Работника являются суббота и воскресенье".

Отпуск при работе по совместительству предоставляется одновременно с отпуском по основной работе. Основанием для предоставления отпуска является справка с основного места работы о дате начала ежегодного оплачиваемого отпуска (ст. 286 Трудового кодекса).

С учетом данных особенностей регламентации труда лиц, работающих по совместительству, для целей проверки достоверности представленных трудовых договоров о работе по совместительству наряду с оценкой иных документов особое значение приобретают - табель учета рабочего времени, график отпусков, приказ о предоставлении отпуска работнику.

  • Взаимодействие подразделений таможенной инспекции и других правоохранительных подразделений таможенных органов

При обнаружении на этапе таможенного контроля после выпуска товаров признаков административных правонарушений или преступлений должностным лицам подразделений таможенной инспекции необходимо руководствоваться п.20 Порядка организации и проведения таможенной ревизии, утв. приказом ГТК России от 11.06.2004 №663, и Инструкцией об организации взаимодействия функциональных подразделений и подразделений дознания таможенных органов РФ при обнаружении признаков преступлений, проведении проверок сообщений о преступлениях, производстве дознания и неотложных следственных действий, утв. приказом ФТС России от 17.08.2006 №778.

О признаках нарушений должностными лицами таможенных органов законодательства РФ, выявленных при осуществлении таможенного контроля после выпуска товаров, следует информировать подразделения собственной безопасности таможенных органов.

  • Взаимодействие таможенных органов с другими государственными органами на этапе контроля после выпуска товаров

П.11 ст.408 ТК РФ закреплено право таможенных органов получать от государственных органов и организаций информацию, необходимую для выполнения своих функций в соответствии с ТК РФ.

В целях выявления фактов оказания услуг по таможенному оформлению товаров и транспортных средств, перемещаемых через таможенную границу РФ, лицами, не являющимися штатными работниками таможенных брокеров (представителей) либо штатными работниками декларантов, а также правовой оценки трудовых договоров, представленных при таможенном оформлении, целесообразно направлять в территориальные подразделения государственных органов запросы о предоставлении необходимых сведений, а также информировать данные органы о выявленных фактах нарушения законодательства РФ.

a) В налоговых органах:

  • запрашивается информация о налоговых перечислениях (налог на доходы физических лиц) налогового агента (декларанта/таможенного брокера) на дату запроса. При этом следует учитывать, что такие сведения, в соответствии с п.2 ст.230 Налогового кодекса РФ, налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом.

b) В органах местного самоуправления:

  • запрашиваются сведения о регистрации трудового договора, заключенного работодателем - физическим лицом, являющимся индивидуальным предпринимателем, с лицом, подавшим таможенную декларацию. Данные сведения запрашиваются с учетом того, что до вступления в силу изменений, внесенных в ТК РФ Федеральным законом РФ от 30.06.2006 №90-ФЗ, то есть до 6 октября 2006 года, работодатель - индивидуальный предприниматель обязан был, в соответствии с ТК РФ, зарегистрировать трудовой договор с работником в соответствующем органе местного самоуправления.

c) В банках:

  • запрашивается информация, необходимая для установления факта оплаты декларантом/таможенным брокером услуг лиц по проведению таможенного оформления. В запросах обязательно должна быть ссылка на п.3 ст.363 ТК РФ, в соответствии с которой таможенные органы для проведения таможенного контроля вправе получать от банков и иных кредитных организаций справки об операциях таможенных брокеров и декларантов. Требуется также ссылка на ст.26 Федерального закона РФ от 02.12.1990 №395-1 "О банках и банковской деятельности", согласно которой справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией таможенным органам Российской Федерации в случаях, предусмотренных законодательными актами о деятельности этих органов.

    Запросы направляются в банки, где юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями открыты расчетные счета. В запросе следует указать конкретный период, когда предположительно произведено списание средств со счета декларанта/таможенного брокера на счет лица, оказавшего услуги по таможенному оформлению.

d) В территориальные органы Федеральной службы по труду и занятости (государственные инспекции труда в субъектах Российской Федерации):

  • с учетом полномочий указанных органов по осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, следует направлять трудовые договоры, представленные при таможенном оформлении, для проведения правовой экспертизы и получения заключения о наличии или отсутствии фактических трудовых отношений между декларантом/таможенным брокером и лицом, подавшим таможенную декларацию.

e) В территориальных органах Федеральной миграционной службы:

  • запрашиваются сведения о выдаче в установленном порядке работодателям разрешений на привлечение иностранных работников в Российскую Федерацию и использование их труда, а также выдаче разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства.

Федеральным законом РФ от 25.07.2002 №115-ФЗ "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" установлено, что иностранные граждане (под которыми, согласно ст.2 названного Федерального закона, понимаются в том числе лица без гражданства) могут быть приняты на работу при наличии у них разрешения на работу, а также наличия у работодателя разрешения на привлечение иностранной рабочей силы. Указанные разрешения выдаются Федеральной миграционной службой.

Условия привлечения и использования иностранных работников не распространяются на граждан Республики Беларусь, которые в соответствии с нормами международного права имеют право на ведение трудовой деятельности в России наравне с гражданами Российской Федерации.

Обязанность получения разрешений определяется статусом иностранного гражданина. Не требуется получать разрешение на работу иностранным гражданам, имеющим статус постоянно проживающих в Российской Федерации. Работодатель не обязан получать разрешение на привлечение иностранной рабочей силы в случае, если иностранный гражданин временно или постоянно проживает на территории Российской Федерации.

Согласно указанному Федеральному закону:

  • временно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее разрешение на временное проживание;
  • постоянно проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, получившее вид на жительство;
  • временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин - лицо, не имеющее вида на жительство или разрешения на временное проживание.

Временно пребывающий или проживающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого ему выдано разрешение на работу.

Следует иметь в виду, что отсутствие разрешений у работодателя или иностранного работника не влечет по действующему законодательству таких правовых последствий, как, например, признание трудовых отношений между работодателем и иностранным работником недействительными, либо признания действий работодателей/иностранных работников, совершенных в рамках трудового договора, нелегитимными. В то же время в целях профилактики заключения формального трудового договора для оказания услуг по декларированию товаров лицами, не являющимися штатными работниками таможенных брокеров/декларантов, целесообразно о выявленных фактах нарушения законодательства Российской Федерации информировать территориальные органы Федеральной миграционной службы с учетом полномочий данной службы по надзору и контролю за соблюдением правил привлечения работодателями, заказчиками работ (услуг) иностранных работников в Российскую Федерацию и использования их труда.

-----------------------------------------

-> ОБСУДИТЬ НОВОСТЬ НА 1С ФОРУМЕ <-

Copyright © 2006-2010гг. Все права защищены. Написать письмо, каталог, карта сайта  

Полный список новостей >>

Перепечатка и любое другое использование материалов сайта www.1с01.ru
возможны только с письменного разрешения владельца сайта.